В тёмное будущее.

Автор: Роман ФОФАНОВ   17.06.2013   Рейтинг: 4,5  

Пенсионную реформу 2002-го года официально признали неудачной. Подавляющая часть населения России так и осталась «молчунами», не спеша переводить свои деньги в негосударственные пенсионные фонды. Потребовалась «перезагрузка» всей системы. Но сделать это оказалось не так просто, и будущие пенсионеры с ужасом взирают в грядущее.
Долговая расписка.
В настоящий момент пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. До 1 января 2010 года существовала базовая часть пенсии, которая была объединена со страховой частью, так как был отменен единый социальный налог. Страховая часть, в свою очередь, делится на солидарную и индивидуальную часть тарифа, процент которого разнится в зависимости от возраста человека. Для лиц 1966 года и старше тариф страхового взноса – 22%. Из них 6 % — солидарная часть тарифа, 16 % — индивидуальная часть тарифа. Солидарная часть – это средства на уплату базового размера пенсии, они отчуждаются от плательщика. Индивидуальная часть принадлежит человеку, исходя из нее варьируется размер будущей пенсии. Если зарплата больше 512 тысяч в год, то «накидывают» еще 10%. Они идут в солидарную часть. У тех, кто родился в 1967 году и позже, процент несколько другой. Страховая часть составляет 16 %, из них 6 % — солидарная часть тарифа, 10 % — индивидуальная часть тарифа и те же «добавочные» 10% для богатых. Плюс накопительная часть – 6%. Но такие процентовки будут только до 2014-го года. Страховая часть – не что иное, как обязательства государства перед гражданами, своего рода долговая расписка за то, что люди в течение своей трудовой жизни отдавали деньги в пенсионный фонд. Как исполняются государственные гарантии, мы убедились на примере новейшей истории. К сему стоит присовокупить, что пенсии российским гражданам определяются чиновниками, и как будет она рассчитываться «по-новому» — пока загадка. Президент дал задание создать пенсионную формулу до июля 2013-го года.
Корпоративная пенсия.
Особый накал дискуссии приняли при обсуждении накопительного процента: оставить его как есть, или отнести 4% к страховой части, а 2% — к накопительной. Существует законопроект, в котором речь идет о корпоративных пенсиях, которые, по замыслу правительства, должны стать альтернативой 6% накопительной части пенсионных выплат. Эксперты сомневаются в эффективности предложений Минтруда: в поправках нет обязанности для работодателя делать отчисления на корпоративные пенсии, а право гражданина самостоятельно выбирать финансовую организацию, с которой он хочет работать, не предусмотрено. Партнера выберет работодатель. Вышеупоминавшиеся 2% и предлагается направить в корпоративную пенсионную систему, создавать которую работодатель не обязан. Если говорить про физических лиц, то если до сих пор гражданин может сам распоряжаться 6% накопительной части трудовой пенсии — то есть оставить ее в ВЭБе или перевести по желанию в любой НПФ, то теперь за гражданина это будет решать работодатель при участии профсоюзной организации. Такое положение содержится в ст. 10 законопроекта. В законопроекте «О корпоративных пенсионных системах в РФ», кроме того, говорится, что работодатели получат возможность уменьшать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая уплачивается в Пенсионный фонд, на сумму взносов в корпоративную систему. Конкретные проценты, на которые можно будет уменьшать сумму страховых взносов, в документе пока не указаны.
Двухпроцентная стратегия.
Насколько велика сумма будет от 2%? Некоторые эксперты сомневаются, что ее хватит для создания корпоративных систем для всех предприятий, а не только крупных. Концепция авторов стратегии предполагала трехлетний «страховой маневр» – закрыть дефицит бюджета ПФР с помощью части отчислений, которые сейчас идут на накопительную часть. Ежегодно это более 350 млрд рублей в год при дефиците бюджета ПФР на уровне 1,075 трлн рублей. Через три года правительство предлагало предоставить людям выбор – вернуться в накопительную систему (с отчислениями по 6%) или оставить, как было. Но Владимир Путин принял решение отсрочить перераспределение отчислений накопительной части до начала 2014 года. Более того, гражданам представится возможность  оставить 2% накоплений или перейти снова на 6%.  Некоторые эксперты считают, что эти 6% составят в будущем около 30% пенсии. Также встал вопрос, куда инвестировать накопленные за десять лет взносы в размере почти двух триллионов рублей. Путин предложил инвестировать в инфраструктуру. 25 декабря 2012 года Дмитрий Медведев подмахнул пенсионную стратегию. Увы и ах, ни о каких возможностях с шестью процентами там не говорится, а чёрным по белому написано, что 4% пойдет «в целях оптимизации» в солидарную часть пенсии, а граждане смогут выбирать, куда деть оставшиеся 2%: туда же, или в накопительную часть. Эффективность последней планируется повысить словоблудием типа «внедрения стандартов «разумного поведения» при осуществлении» и «повышения финансовой грамотности граждан». Однако же не всё так просто. Есть ещё проблема: бюрократические проволочки. Чиновники не успели разработать соответствующие бланки, в результате чего граждане не могут написать заявления на сохранение накопительной части пенсии. Нет и законодательных актов. НПФ бьют тревогу, ведь им оставшегося времени до конца года просто не хватит, чтобы проинформировать население и чтобы люди успели сделать осознанный выбор. Кто кого обманывает, а?
Работать тридцать лет и три года… и ещё два.
Непонятно, почему ломается так много копий вокруг этих шести и двух процентов. В принципе, это очень небольшая часть пенсии, и выплаты на старости лет от неё особо не будут зависеть. Сопредседатель общественного объединения «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян (еще до того, как была утверждена пенсионная стратегия) заявил в прессе, что дискуссия, которая в настоящее время идет вокруг накопительной составляющей пенсионной системы, уводит специалистов от более важных вопросов: о повышении пенсионного возраста и об увеличении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Как в воду глядел. Насчет пенсионного возраста: предложение авторов Стратегии развития пенсионной системы РФ о 35-летнем стаже для получения пенсии можно вполне уверенно трактовать как завуалированное повышение пенсионного возраста. Стажевой порог получения пенсии повышается с 5 до 15 лет. А вообще пенсия станет доступной минимум через 30 лет страховых отчислений. Причём для покрытия дефицита рабочих кадров в недалёком будущем людей, достигнувших нынешнего пенсионного возраста, будут экономически подталкивать работать ещё пять лет (как минимум), иначе их пособие по старости будет таким, что проще сразу умереть, чем мучаться впроголодь. Это, наверное, имеет в виду в скобках лукавый Путин, говоря о том, что пенсионный возраст повышаться не будет. Всё верно, пожилые граждане будут трудиться «добровольно».
Есть ли жизнь на пенсии?
Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка – показатель соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты. Снижение коэффициента до 20% оценивается как нарушение пенсионных прав граждан. Пик роста коэффициента замещения в России приходится на начало 1990-х годов. С тех пор он неуклонно снижается. По данным ПФР, в 2010 году он упал с нынешних 27 до 15% и к 2020 году прогнозируется его падение до 10%. Впрочем, уже сегодня, по данным профсоюзных объединений, процент замещения пенсией утраченного заработка высококвалифицированных и, соответственно, высокооплачиваемых рабочих составляет 10-15%. В странах Западной Европы сейчас наблюдается положительная динамика коэффициента замещения в системе обязательного пенсионного страхования: в 1990-м году по ЕС он достиг 65% и, по прогнозу Международной организации труда, не снизится до 2020 года до 60%. Коэффициент замещения утраченного заработка пенсионерами в Италии и Испании составляет 90%, в Швеции и Германии – 65%, во Франции, Японии, США – 50%. Россией не ратифицирована Конвенция МОТ, согласно которой коэффициент замещения пенсией заработной платы не должен быть ниже 40%. Российские власти решили облагодетельствовать народ, планируя довести размер пенсии до этой минимальной величины. Есть, правда, «подводные камни». Чтобы получать эту невероятную по сегодняшнему дню сумму, нужно отработать 30 лет и получать «среднюю по стране» зарплату, а чтобы пенсия составила 49% заработка, нужно ещё поработать 5 лет. Посмотрим, сколько это будет в цифрах на настоящий момент. В феврале 2013 года «в среднем по России» получали 27 тысяч. Вот уж не знаю, что нужно сделать кировчанину, у которого в среднем выходит 17 тысяч, чтобы заработать на пенсию… Ладно, допустим, двадцать семь. 40% — это 10800 рублей. 49% — это 13230 рублей. Вряд ли через 10-20 лет соотношение уровней зарплат, цен и пенсий будет другим. Получается, отработал 35 лет – получи нищенский паёк от государства. И это только в теории, при благоприятном стечении обстоятельств.
Копите сами.
Для среднего (и высшего) класса приемлемых размеров пенсий в среднесрочной перспективе планируется достичь через участие граждан в корпоративных и частных пенсионных системах. Грубо говоря, чтобы сами копили себе на старость. Но страховые взносы, тем не менее, никто не отменял. Для всех работодателей их планируется сделать едиными. Страховой взнос самозанятых граждан приведут в соответствие с уровнем пенсионных выплат, потому что, по мнению авторов Стратегии, частные предприниматели мало платят в Пенсионный фонд. Фиксированный страховой взнос будет рассчитан исходя из трехкратного МРОТ к 2015-му году. От этого, как отмечается в документе, пенсионные права самозанятых граждан повысятся. Как они «повысились», мы уже знаем. Из-за увеличения в два раза страховых взносов с регистрации уже снялось 330 тысяч индивидуальных предпринимателей, а «ОПОРА России» даёт прогноз, что к концу нынешнего года ИП станет меньше ещё на 600 тысяч. Вывод: малый бизнес стал активно уходить в «тень» либо люди снова стали работать по найму.
За счет предприятия.
Крайне несправедливой, оставшейся со времен «Союза ССР» Стратегия называет систему досрочного пенсионного страхования. Теперь за досрочную пенсию должен платить работодатель посредством дополнительных страховых взносов. Тем самым (читаем дальше) у работодателя появится стимул к улучшению условий труда. То, что на предприятии вредная работа – это проблема предприятия. Дополнительные тарифы все «плохие» производства (наш многострадальный «реальный сектор») ощутят на себе уже в этом году. Аркадий Соловьев, директор департамента актуарных расчетов ПФР уверен: «Чтобы компенсировать полностью десятилетний период выплаты досрочной пенсии, дополнительная ставка страховых взносов должна быть в районе 25%». К тому же, усилия бизнеса по улучшению условий труда никак не будут сказываться на размере допвзносов. Будет ли ограничен годовой заработок, с которого они берутся – тоже вопрос.
Слово и дело.
Владимир Путин на следующий же день после утверждения Медведевым Стратегии приказал реформу разъяснить и разработать законопроекты. В общем и целом предполагается завершить работу над «пенсиями» к осени 2013-го года. Президент сказал, чтобы размер пенсии зависел от трудового стажа. Но есть проблема. Татьяна Омельчук из Центра стратегических разработок (ЦСР): «Действующую формулу (в которой тоже в какой-то мере учитывается трудовой стаж) трудно поменять, чтобы и принятые обязательства выполнялись, и при этом пенсия никому не уменьшалась. Ресурс-то один».   Андрей Вавилов, научный руководитель Института финансовых исследований, бывший первый замминистра финансов, уверен, что «несмотря на относительно благоприятную демографическую ситуацию в начале 2000-х, распределительная часть была обречена уже в момент создания, так как не угонялась за падающим коэффициентом поддержки. В 2000 году на каждого пенсионера приходилось пять работников, к 2050 году их число сократится до двух, то есть в 2,5 раза». Есть и другие, более пессимистичные оценки соотношения численности работников и пенсионеров к 2050-му году, например, один к одному.
Мировой опыт.
Пенсионное обеспечение существует во многих странах мира. В одних странах основной упор на государственное финансирование пенсионной системы, в других – основу составляют пенсионные накопления самих граждан.
Стабильность пенсионного обеспечения в Германии обеспечивается, прежде всего, постоянно повышающимся пенсионным возрастом (сейчас он составляет 67 лет), пенсия в этой стране имеет распределительный характер.
В Великобритании хочешь хорошо жить  – хорошо зарабатывай. О сбережении денег «на старость» позаботится государство. Пенсия накапливается из трех источников.
В Финляндии пенсионная система напоминает немецкую, накопительная система практически не играет никакой роли.
Ситуация в Китае, как ни странно, напоминает российскую. Дефицит пенсионной системы Китая стремительно увеличивается. Это сказываются последствия политики ограничения рождаемости плюс расширение категорий людей для пенсионных выплат. Сейчас пенсионная система охватывает 55% населения — 664 млн человек. Причем пенсии мизерные: в деревне она составляет в среднем 9 долларов, в городе – 242 доллара. В Китае осторожно заговорили о повышении пенсионного возраста. Сейчас он такой же, как в России. Министерство труда и социального обеспечения КНР предложило, начиная с 2016 года, начать повышать пенсионный возраст, чтобы к 2045 году выйти на единый для всех рубеж в 65 лет. Однако разговоры на эту тему затихли после того, как опрос газеты «People’s Daily» показал, что 93% из 450 тыс. респондентов выступают против каких-либо изменений пенсионного возраста. Народных волнений КПК не надо. Интересно, чем закончится эта история?
Поработаем до смерти.
Вывод напрашивается простой. Чтобы сохранить стабильной ситуацию с пенсионным обеспечением, есть два основных варианта: повышать пенсионный возраст или увеличивать рождаемость. Все (!) упомянутые в этой статье государства (кроме них, стран с аналогичной политикой достаточно много) придерживаются линии увеличения пенсионного возраста. В России, как известно, демография, мягко говоря, не на высоте. Хотя в Стратегии прямо говорится о том, что увеличения пенсионного возраста не планируется, это уже фактически осуществляется. Пока латание дыр в Пенсионном фонде переложили в основном на предпринимателей, увеличив поборы. Но любому здравомыслящему человеку ясно: такая ситуация долго не продлится.
По данным Кировстата, зарплату более 25 тысяч получают 12,8% населения. Только у них есть шанс заработать государственную подачку. С другой стороны, эти люди и так накопят на старость. А что делать остальным? Видимо, как в Китае: надеяться, что престарелых родителей не оставят вниманием отпрыски. Теперь я знаю, какое у меня будущее – доработать до 65 лет, а потом умереть. При нынешней средней продолжительности жизни мужчин это более, чем реально. Заранее спасибо родному правительству за «счастливую старость»!

Рейтинг 4.50 из 5
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить