Чёрные-чёрные люди в чёрном-пречёрном доме

Автор: КНИГОЧЕЙ   15.08.2009   Рейтинг: 3,0  

Написать эти заметки меня подвигла статья М.Бойко «Страна курьёзов и инверсий» о новом романе А.Проханова «Виртуоз» (НГ, 06.08.2009).

После длинного и предельно заумного вступления на тему взаимоотношений реализма и постмодернизма автор коротенько и достаточно лестно отзывается о «Виртуозе», полагая, что «аллюзии, намеки и подмигивания» этого произведения имеют некую читательскую востребованность.

Столь лаконичный отзыв едва ли отвечает тому, что связано с появлением «Виртуоза». Эта работа имела среди читателей спрос, и, надо полагать, произвела задуманный автором эффект. Поэтому захотелось поговорить о ней более подробно.

Начнём с краткого изложения фабулы произведения.

Время действия – ближайшее будущее.

Место действия – Россия.

Главные герои:

— «Виртуоз», он же заместитель главы администрации президента,

— Президент РФ, он же Рем,

— премьер-министр, он же Ромул,

— жертва интриги, он же самозванец Алексей Горшков,

— Марина, возлюбленная «Виртуоза» и самозванца одновременно.

***

Рем и Ромул ведут ожесточённую схватку за власть. Великий мастер дворцовой интриги «Виртуоз» пытается удерживать баланс между ними, но под напором Рема сдаётся и предает Ромула. В сговоре с Ремом он реализует проект «Самозванец», вытащив из Сибири неизвестного музейного работника Алексея Горшкова, который поверил в свою историческую миссию и постепенно входит в роль наследника престола из династии Романовых. «Виртуоз» подставляет ему собственную любовницу Марину, которая влюбляет его в себя и контролирует его поведение. Ромул должен воспринимать самозванца как персонаж, призванный отнять у него роль «Духовного лидера нации» и оттеснить его на обочину политической жизни.

Мощная «раскрутка» самозванца в СМИ провоцирует Ромула на попытку правительственного переворота. Но Рем уже обставил Ромула своими людьми, и они контролируют подготовку переворота. В результате заговор провален, Ромул убит, а Рем становится узурпатором России.

Горшков испытывает глубокий шок от крушения своих иллюзий и предательства всех, кто недавно клялся в верности, и в первую очередь – своей любимой. У него стирают память и при этом обнаруживают, что он неведомым образом обзавелся ДНК рода Романовых.

В последних строках романа автор наказывает Рема надвигающейся волной Апокалипсиса, которая имеет неизвестное происхождение. Не то Господу надоело смотреть на это безобразие, не то американцы осуществили ядерное нападение.

***

Прежде чем выразить мнение о замысле и целях произведения необходимо сделать одно важное замечание:

Этот роман нельзя отнести к утопии или фантастике. Литературный флёр, прикрывающий главных героев, настолько жидок, что в персонажах романа безошибочно угадываются В.Путин, Д.Медведев, В.Сурков и ряд других реальных лиц, которых автор размещает рядом с фигурами вымышленными. Причём аналогии настолько очевидны, что выдумывать этим героям новые фамилии и прозвища кажется излишним. Глупо полагать, что это недоработка. Напротив, логично предположить, что это сделано намеренно и речь идет о реально существующих людях. На этом фоне попытки камуфлировать сюжет обильными по количеству и скудными по содержанию изобразительными средствами кажутся совершенно беспомощными. Именно поэтому «Виртуоз» трудно воспринимать как роман. Вольно или невольно он читается как памфлет, что, вероятно, не соответствует замыслу автора.

***

Сразу скажем – с точки зрения лингвистической язык романа безупречен. Наверное, мало кто из литературного цеха России умеет так выверено владеть словом, создавать сложные ассоциативные ряды. К тому же язык этот современен, наполнен новой семантикой, при очень аккуратном использовании западных заимствований. Но уже на третьей странице начинаешь уставать от многословия и вычурности повествования, перегруженности декоративной мишурой. К тому же язык этот теплохладен. Он не идет из вековых пластов народного языкового чувства. Именно поэтому невозможно сравнивать язык А.Проханова с языком русских классиков. В их языке звучала Россия. А язык «Виртуоза» словно состоит из бесконечной череды виньеток, отражающих развитие сюжета. И это «замыливает глаз», препятствует углублению в текст, заставляет читать через строчку, лишь отслеживая развитие фабулы. Такая реакция неизбежна потому, что произведение не выстрадано, а задумано. Все содержание его показывает, что мы имеем дело с ментальным проектом, изобретенным автором по каким-то причинам, и реализованным с методичностью написания научной работы.

Можно, конечно, вслед за М.Бойко, назвать манеру А.Проханова постмодернизмом. Но главное состоит в качестве материала. Ведь постмодернист постмодернисту рознь. Чем же отличается «постмодернист» Проханов? Он нагружает читателя бесконечными фантасмагориями, зачастую имеющими неопределенную цель. Здесь и законсервированные головы российских вождей в некоем тайном подполье Кремля, здесь и целый ряд странных медиумов, специализирующихся на разных видах общения с нечистой силой, начиная с изменения сознания, кончая фантастически-шизофреническими театральными действами, здесь и странствия героев по запредельным мирам, призванные украсить роман необычностью декораций. Здесь к делу и не к делу вводится эротика, изложенная выспренным и многословным языком сластолюбца. Притянутость всех этих сомнительных украшений к сюжету романа очевидна, потому что она ничего не прибавляет к весьма примитивным портретам действующих в нем лиц. Она, скорее всего, лишь свидетельствует об опасениях автора потеряться, если он перейдет на традиционные формы русской прозы — потому что отличиться здесь куда труднее, чем жонглировать постмодернистскими безделушками. В любом случае, касаясь формы произведения, можно уверенно заключить, что она имеет осмысленную задачу продемонстрировать уникальность творческой личности автора. И в целом эта задача достигается, хотя мало кому из читателей эта «уникальность» может понравиться. Она похожа на искусственно привитую книге золотуху.

Попытаемся рассмотреть литературные приемы, использованные автором в романе. Мы видим, что А.Проханов создает некий виртуальный паноптикум с движущимися фигурами и заставляет их действовать не по их внутренней логике, а по его собственным представлениям о происходящем. Вот здесь и появляются вопросы к автору.

Как мы уже отмечали, читатель видит в романе персонажи реальной жизни и у него возникает естественный вопрос — насколько ответственно автор заставляет их думать и поступать по своей воле.

Будь это утопия или фантастика, А.Проханов мог бы лепить героев, как ему захочется, но в данном случае читатель с первых строк забывает о Реме и Ромуле, а видит на их местах Д.Медведева и В.Путина. Это не «намеки и подмигивания» — это имитация слепка с реальной жизни с проекцией в ближайшее будущее. В таком случае важнейшее значение имеет материал, из которого делается слепок. Доля правдоподобия здесь уже не зависит от прихоти автора. Она диктует свои требования, и их надо выполнять, если, конечно, автор намерен завоевать доверие и уважение читателя. Ибо касательно живых людей ответственный творец не может лепить далекий от действительности образ.

Можно, конечно, сказать, что это слишком примитивное восприятие прозы и привести множество аргументов в оправдание такого способа творчества. Но это для специалистов. А для читателя никакие оправдания не нужны. Ознакомившись с «Виртуозом», он сделает именно те выводы, к которым их подтолкнул автор.

Теперь зададимся вопросом — о чем книга? Она о кромешной беспросветности российской власти, которая неизбежно приведет к катастрофе. Кстати, не только власть, но и вся «массовка», участвующая в мистификации самозванца, также беспросветна. Светлых пятен в романе почти нет, за исключением сверхнаивного Горшкова.

Изображенный духовный мир Рема и Ромула узок и ничтожен. Его главная составляющая – жажда власти. Автор не считает нужным разворачивать более сложную картину их внутренних миров. Хотя намеренное упрощенчество не просто снижает литературный уровень романа, и это нельзя восполнить многочисленными пестрыми фантасмагориями. Оно делает его «однодневкой», ибо никаких позывов размышлять над коллизией героев оно не порождает. Слишком примитивна эта коллизия: что-то наподобие схватки тарантулов.

Фабула романа откровенно спекулятивна, и это было бы позволительно для утопии. Но в третий раз повторим: здесь мы имеем дело совсем не с утопией, а с прямым указанием на реальные личности. Вся интрига (как бы случившаяся в будущем, но якобы зародившаяся уже сейчас) является плодом фантазии А.Проханова с весьма сомнительными указаниями на элементы реальности.

К слову, в борьбе за массовое сознание враги русского народа используют тему конфликта двух первых лиц Российского государства. Цель — компрометация существующей российской власти и, как следствие, ослабление государственных основ. Подобных спекуляций на Западе, в том числе и писательских, хоть отбавляй. Но все они не имеют под собой проверенной информации. А Проханов-то что за этими деятелями потянулся? Или он решил, что у литературы больше нет линии фронта? В его возрасте и с его опытом делать такие выводы было бы странным.

Тогда в чём цель «Виртуоза»? Что я, как читатель, призван вынести из романа? Похоже, я призван вынести отвращение к существующей власти и неверие в будущее страны. Цель не нова, стоило ли так над ней трудиться? Современная российская элита достойна такого отношения и без романов типа «Виртуоз», настолько бьёт в глаза её вопиющее несоответствие вызовам времени, стоящим перед страной.

А вот с неверием в будущее страны автор, похоже, поспешил.

Россия ведь не ограничена ни кремлёвской стеной, ни МКАДом. И ух как неоднозначна она в отношении к своему будущему!

Поэтому очередное выступление А.Проханова в роли Кассандры вызывает очень простой вопрос: что должно произойти с мозгом писателя, чтобы картины беспросветного человеческого ничтожества кучки персонажей заслонили жизнь целой цивилизации, называемой «Русский мир»? Что заставляет его опуститься до подобной «чернухи», преступая элементарнейшие законы уважающей себя литературы?

Или, может быть, это просто попытка гиперболизации темы? Но у гиперболы есть свои формы и свои законы, они не укладываются в предложенный читателю формат.

Очень не хотелось бы предполагать, что кто-то очень состоятельный нанял А.Проханова за какое-то количество сребреников для изготовления этой книги, вносящей немалый вклад в подрыв авторитета государственной власти в России.

О «Виртуозе» можно рассуждать и далее в таком же духе. Только одно понятно – на полке с серьёзной литературой ему места нет. На обложке произведения стоит название «роман-триллер».

Неужели действительно кто-то может испытать волнение от этого велеречиво оформленного литературного бреда?

Вообще-то А.Проханов заявляет, что не чужд христианству. Однако его книга воплощает грех уныния и грех наговора. Ибо, как ни крути, христианин не может отступить от главных заповедей в той литературе, которую он пишет.

Уныние совсем не нужно русскому человеку. Он и без того ведёт ежедневную борьбу за существование. А грех наговора ставит под вопрос состоятельность автора как писателя.

Или нет?

P.S. В заключение статьи подумалось: уже третий век русские интеллигенты занимаются одним и тем же — сначала они злобно и слепо подгрызают древо власти, а потом в панике разбегаются от падающего дерева.

Рейтинг 3.00 из 5
Рубрика: Будущее России Метки: ,

Комментарии к статье

Автор комментария: Александра   16.08.2009 22:20

Очень занятные мысли, хорошо рассказано, все просто таки разложено по полкам :).

Автор комментария: Варвара   30.08.2009 06:15

Большое спасибо Книгочею, а то думала, что рецензия как жанр уже начисто исчезла, подменившись аннотацией и подсчётом тиражей и доходов.
Читала рецензию с наслаждением.

Автор комментария: Bond   03.09.2009 13:53

Рецензия написана просто шикарно. Прочиталась на одном дыхании. Надеюсь, продолжение от мастера не заставит долго себя ждать.

Автор комментария: occubybet   28.10.2009 23:27

Я вот полностью с автором согласна и вообще — отличная статья 😉

Автор комментария: Frollasteal   29.10.2009 00:08

Вот автор умеет же писать. Толковых статей по этой теме очень мало. Отличный материал.

Автор комментария: waysfurry   29.10.2009 08:38

Отличный сайт и материалы очень познавательные

Автор комментария: jearCekectjex   30.10.2009 00:28

Можно брать материалы с Вашего сайта для размещения на своем блоге?

Автор комментария: vemnincenry   30.10.2009 02:11

Материалы у Вас отличные, но вот иллюстраций на сайте как-то маловато

Автор комментария: Dorsaeror   30.10.2009 02:49

Доброй ночи!

Отличная статья! Побольше пишите подобных материалов. Удачи в развитии ресурса!

Автор комментария: Sizrifoff   01.11.2009 22:30

Большая благодарность автору за интересные статьи

Автор комментария: Juinguics   01.11.2009 23:07

Отличео!!! так держать !! 🙂

Автор комментария: oriesswom   02.11.2009 00:50

Интересный сайт….

Автор комментария: deaniathe   03.11.2009 23:08

Интересные статьи ждут Вас

Автор комментария: Борис Милюков   10.02.2010 23:05

Круто написано, реально все читал на одном дыхании 🙂

Автор комментария: Надежда   10.03.2010 12:23

Власть хвалил он и хвалил:
Места в ней не получил,
Начал власть тогда ругать,
Черной краской обливать….

Автор комментария: BabanQurban   06.04.2010 08:02

Интересно. Думаю многие будут не согласны..

Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить