Практический социализм. Достоинство человека

Автор: Юрий ПАНЧЕНКО (Вятка)   16.02.2011   Рейтинг: 2,0  

Социализм практический – это социальное устройство для жизни общества, страны. Миллионы людей, оказавшихся в капитализме, знают его и помнят.

Молодые сегодня, чувствуя, что что-то не так и не то происходит в обыкновенной, практической жизни, начали искать, – а как же можно устроить в варианте нормальном бытовые проблемы, исходя из идеи «всё для человека, всё ради человека»? Я не буду доказывать, что социализм лучше для жизни человека или капитализм, или мешанина из грабительского капитализма с феодализмом. Для молодых людей в серии материалов я хочу рассказать бывшее в нашей жизни совсем недавно, всего двадцать лет назад.

Странно писать вот такие темы, как жили люди при практическом социализме. То и дело начинаешь думать, что пишется какая-то фантастика, а не самая обыкновенная, реальная действительность.

 

В социалистическом обществе никто не смел в газетной статье, в телевизионном разговоре, на собраниях, в бытовом общении называть народ быдлом, разделяя народ страны на быдло и «успешных менеджеров», то есть – умеющих через воровство обогатиться за счёт именно воровства, основанным на отрицании любых норм честности, справедливости, уважения к личности. На выход за все нормы гуманизма. На отрицании недозволенности плохого, на возведении плохого в обычную норму.

С шестидесятых годов двадцатого века в социалистическом обществе основной нормой для поведения людей было провозглашено «человек человеку друг, товарищ и брат».

И не только провозглашено. Практически такой уровень поведения – а начало его отмечено ещё в древней Библии нормой «возлюби ближнего как самого себя» — обеспечивался с самого детства воспитанием в школе, где объяснялся и прививался через различные действия. Например, через коллективные пионерские походы, участие детей в помощи работой на прополке на колхозных полях, — кружки художественной самодеятельности, районные и областные спартакиады не только спортивные, а разные по темам, — через помощь подрастающих детей пожилым людям, от желания перевести слабого человека через перекрёсток в городе до заготовки дров ветеранам труда и войны в селе. С детства прививалось и уважительное отношение молодых к пожилым, в общем-то традиционное и для русского народа, и для татар, и для народов Кавказа, Средней Азии.

Человек в социалистическом обществе чувствовал себя своим в своей стране, он на самом деле испытывал гордость за успехи своего социалистического общества. Самым замечательным подтверждением этого является историческая демонстрация, почти стихийно прошедшая в Москве сразу после полёта Ю.Гагарина в космос. Она сохранилась в кинохронике, по ней видно, насильно заставить так ярко радовать великой победе социализма не заставить, столько гордости в лицах может быть только у народа, осознающего свою страну общей, и её победы – общими.

Откуда появлялось у социалистического человека чувство хозяина своей страны, чувство, что он здесь не чужой, не лишний? Чувство личной свободы?

А оттуда, что вырастая, он видел реальную свободу выбора своего жизненного пути. На самом деле были открыты все пути, все возможности для дальнейшего образования, сдавай экзамены и иди, учись, становить профессионалом в выбранной профессии. Закончил учёбу – получай направление на работу, тебя уже ждут на месте работы. Тебе создадут бытовые условия, ты будешь получать аванс и зарплату регулярно, без задержек даже на одни сутки. Кроме того, ты можешь поступать в другой институт, работать и заочно получать второе высшее образование, при желании.

Молодой человек женился? Где-то надо жить семьёй?

В социалистическом обществе молодожёны не знали страха проблемы жилья, они им наделялись от государства. Бесплатно. Что тоже придавало чувство уверенности в правильности общих дел своего государства, что и давало ощущение как раз вот это, — своего государства.

Люди в социалистическом государстве не видели, чтобы гидростанции, крупнейшие аэропорты, морские порты, каналы телевидения, автозаводы, шахты, металлургические комбинаты, свиноводческие фермы, колхозные поля становились частной собственностью. Чтобы, заехав в лес за грибами, можно было наткнуться на объявление – лес частный, сбор грибов запрещён. Или – ловля рыбы запрещена, озеро частное.

Общее и частное. Общее гражданам приносит человеческое достоинство, осознание себя гражданами государства, частное – вы здесь лишние, вы здесь чужие, вы – быдло.

Социалистическое устройство общества своими законами, своим устройством давало конкретную возможность человеку, родившемуся в деревне и там выросшему, стать и генералом со службой на космодроме Байконур, и учёным, и дипломатом, и писателем, и композитором. Место рождения не определяло дальнейшую судьбу, как при воровском капитализме, закрывшем любые возможности для становления личности, — вот в чём дело.

Определяющими линиями были желания человека, его талант, его природные возможности, такие, как ум, характер, физическое и психическое здоровье.

«Человек человеку друг, товарищ и брат»? Пройдя через осознанное понимание такой идеи, взяв её для себя основным правилом жизни, социалистический гражданин оказывался в стороне от национальных конфликтов, конфликты заменялись дружескими отношениями между людьми самых разных национальностей. На самом деле получалось иметь друзей чеченцев, латышей, казахов, уйгуров, молдаван, евреев, украинцев, — а в центре обыкновенная русская семья. И никогда национальность не становилась определяющей для дружбы, а только человеческие качества, человеческие отношения. Они были возможны таковыми потому, что для всех национальностей условия при социализме были равными. Что в детском саду, что в школе, что в институте, что при работе на производстве или в иной организации.

Такое достижение – а оно стало преобразованием человека, созданием человека нового образа, — получилось одним из самых главных социалистического общества. Впервые в мире произошедшее на территории Советского Союза.

Впервые – и только в социалистическом обществе, — получилось человека обозначить главной целью деятельности государства.

И если есть смысл человеческой деятельности, человеческой жизни, то он в том, чтобы человека улучшить. Всё остальное – враньё и погань. Либо развитие человека как личности, а через него развитие всего общества в сторону улучшения смыслового, либо уничтожение человека как личности. Нет других вариантов в истории человечества. Ни в одной стране, ни в одном учении – нет.

Так и куда нам дальше идти? В сторону скотства и с ним соглашаться ежедневно? В сторону свободы, достоинства человека?

Выбор начинается с размышления. Думать и решать, иного не осталось.

Рейтинг 2.00 из 5
Рубрика: Главная тема Метки: ,
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить