Русские цивилизационные проекты. Неизбежность перемен

Автор: Дмитрий ДИВЕЕВСКИЙ   16.02.2011   Рейтинг: 4,5  

Дискуссия о том, что лучше, социализм или капитализм давно покинула в России рамки политологических и межпартийных баталий, приобретая все большее общественное звучание. Причина понятна — 20 лет неудачных попыток поставить страну на путь динамичного рыночного и демократического развития повсеместно породили вопросы о жизнеспособности нового проекта. Сегодня сомнения в его эффективности высказывают даже те, кто стоял за него на баррикадах Белого дома.

Задачей данной статьи является попытка взглянуть на ситуацию через призму духовного состояния российского общества, не вдаваясь в хорошо известные аналитические материалы касательно экономики и социологии.

Прежде чем приступить к изложению статьи, нужно сразу сказать, что о возврате к тому реальному социализму, который существовал до 1991 года, сегодня не может быть речи. Это пройденная глава истории и повторить ее еще раз невозможно. В первую очередь потому, что главный строительный материал — человек, приобрел новые качества.

 

Предлагаем отойти от марксистского тезиса о главенстве материального над духовным и посмотреть на дело следующим образом: какова была трансформация духовного состояния российского общества за период с 1991 года до настоящего времени и о чем она свидетельствует? Возможно, это даст дополнительную «наводку на резкость».

 

Зададим первый вопрос:

— Что отнял проект рыночной демократии у бывшего советского человека в социальном ощущении?

Он отнял два уникальных, неизвестных буржуазному миру духовных состояния.

1. Ощущение себя творцом истории. Сегодняшний житель рыночной демократии мал как муравей, озабочен своими мелкими интересами и далек от сопричастности к деланию своей национальной, и уж тем более, мировой истории. Советский человек был к деланию истории на практике причастен и оттого ощущал себя более масштабно. Он был полон осознания своего человеческого и гражданского достоинства.

2.Ощущение народного единства, которое особенно сильно укрепилось в период Великой отечественной войны. До сих пор из народной речи не исчезло местоимение «мы», которым люди пользуются для обозначения действий страны в целом. Мы были сконсолидированной нацией и это было очень ценное качество общества. Сегодня это чувство почти полностью разрушено и если еще держится, то в старших группах населения. А формулировка «эта страна», заимствованная из американского обихода в обозначении собственной родины, становится все больше ходовой.

 

Зададим второй вопрос:

Что дал бывшему советскому человеку новый проект рыночной демократии в социальном ощущении?

Первое и главное завоевание — это мироощущение свободного человека. Антисоветская контрреволюция проводилась с большим размахом и щедрыми «подарками» населению. В результате на первых порах появились немыслимые для России свободы — свободы собраний, шествий, манифестаций, основания партий и так далее. Люди попали в атмосферу, какой в нашей стране не было никогда и не в последнюю очередь поэтому поначалу поддерживали режим Б.Ельцина. Однако эти завоевания сегодня уменьшились как шагреневая кожа и имеют тенденцию к дальнейшему сокращению. Подобное явление неизбежно, так как сохранить существующую степень ограбления страны и невиданного социального неравенства можно только затыкая рот стремительно умножающимся критикам нового проекта.

Поэтому мы можем со всеми основаниями говорить о том, что главное завоевание антисоциалистической контрреволюции — буржуазные гражданские свободы — в нашей стране последовательно ликвидируются.

 

Поэтому реальное мироощущение современного российского гражданина заключается в сочетании чувства относительной свободы, горького понимания ее условности, и возрастающего отчуждения от общества.

 

Теперь о самом главном.

Возможно, новый проект рыночной демократии сумел бы завоевать симпатии в народе, если бы не столь криминально проведенные реформы и появление в результате них криминального правящего класса (что случается далеко не в каждой реформируемой стране). Такой класс не может возглавить прогрессивного развития общества. Поэтому самый главный духовный порок нового проекта заключается в том, что вместо исторического оптимизма он принес распространение упадничества.

Ключевым источником пробуксовки российского варианта рыночной демократии является ненасытный спрут олигархата, порождающий такие явления как массовая коррупция госаппарата, разграбление национального достояния, деиндустриализация и деинтеллектуализация страны, низведение ее до статуса периферии развитого мира.

Чем больше проходит времени, тем отчетливее становится понятным, что олигархат является раковой опухолью всего общественно-экономического организма России, приносящей болезни обществу.

 

Именно эта главная особенность рыночной демократии по-русски диктует срочную необходимость ликвидации олигархического паразита. Криминальный правящий класс, безоглядно грабящий страну, ведет ее к экономической катастрофе. Находящееся в напряженном состоянии духа общество начинает просыпаться к протесту. Точно также, как это уже случалось в ряде развивающихся стран, протест сначала сформируется в интернете, а затем выплеснется на улицы. Правящие силы эксплуататорского класса надеются предотвратить эту опасность «примочками» вроде лицемерной борьбы с коррупцией или висящей в воздухе программы инноваций, но эти начинания не касаются самого главного, неприемлемого для русского мира положения — сумасшедшей несправедливости в распределении национального богатства, от которой страдает подавляющее большинство населения.

Ликвидация этой несправедливости в российских условиях возможна        только через национализацию естественных монополий и постановку под контроль всех их финансовых потоков. Одно это в разы увеличит поступления в бюджет и позволит по- новому подойти к формированию социального пакета. Те руководители страны, которые не хотят понимать неизбежности национализации естественных монополий, только приближают самую нежелательную и самую страшную развязку углубляющегося социального конфликта.

Помимо этого, в стране накопилась масса других структурных и функциональных перекосов. Чем дальше, тем больше они будут взывать к революционному пути своего исправления. Этого нельзя допустить. Исправление ситуации заключается только в последовательном устранении нарывов. Как сказано выше, первым должен быть устранен олигархат. Это существенно очистит атмосферу в обществе и снизит напряженность. Исчезнут многие материальные предпосылки для коррупции в высших эшелонах власти, появится возможность притока в экономику честных предпринимателей, готовых служить своей стране. Приоткроется дверь в будущее.

Но это лишь минимум необходимого из того, что нужно предпринять, чтобы остановить движение к катастрофе. Упорядочивание функционирующих систем неизбежно вынесет на поверхность и вопрос о состоянии национального духа. О чем идет речь? Общество России, как и любое другое общество нуждается в понятном и простом наборе морально-этических ценностей, которые становятся основой для личного поведения, воспитания детей, формирования общественных отношений. Новый проект небрежно обошелся с этим вопросом, махнув рукой на Запад — мол, там и заимствуйте. Результат оказался печальным. Русские заимствования у «цивилизации инстинктов» привели к стремительному процессу деградации духовного и культурного состояния общества.

Поэтому следует по-новому взглянуть и на неизбежную национализацию естественных монополий. Эта национализация вернет в экономику достаточно существенный социалистический сектор. Кроме того, стало очевидным, что пока Россия не сможет успешно решать на коммерческой основе вопросы здравоохранения, просвещения, заботы о детстве и старости. Их также придется возвращать в лоно государственной заботы до лучших времен. В результате в нашу жизнь вернется хотя и достаточно узкая но жизненно важная группа отраслей с государственным (социалистическим) способом управления. А вместе с ней вернется и прежнее понимание того, что мы единый народ и единое государство. Начнет преодолеваться разрыв между личностью и обществом. Это станет предпосылкой для изживания исторического пессимизма.

 

Тем не менее, даже выздоравливающее общество для гармоничного развития требует «сверхзадачу». Такая «сверхзадача» в нашем случае должна лежать вне рамок внутреннего развития страны. Россия не может замкнуться сама в себе. Для этого она слишком велика и слишком инерционно ее имперское наследие. Сама история учит нас, что вместо торможения этой инерции, ей следует придать новый импульс. Это станет живительным эликсиром для возрождения великой, многонациональной, устремленной в будущее страны.

Представляется, что наилучшим мировым дискурсом обновленной России должен стать спокойный, не агрессивный, но последовательный антиглобализм, идеология которого будет основываться на традиционных ценностях основных мировых религий, в первую очередь, православия.

Почему? Потому, что экспансия глобализма происходит под черными знаменами безбожия и меркантилизма. Везде, где устанавливается новый американский порядок, происходит крушение национальных устоев, разложение национальной духовности, все подчиняется корысти и лжи.

Именно поэтому глобализму так враждебен мусульманский мир. Однако сегодня в мире нет силы, которая могла бы стать центром сопротивления этому катастрофическому для человечества развитию.

На самом же деле, появление такой объединительной силы давно назрело и ожидается всеми теми, кто понимает опасность глобализации. Именно Россия, с ее историей, с ее природным и человеческим потенциалом, с особостью национального еще не загубленного бытия, способна стать таким центром.

 

Как в таком случае будут выглядеть внутренние морально-этические скрепы российского общества, на какую идеологию оно станет опираться?

Представляется, что ведущим общественным мировоззрением (а таковое имеется в любом государстве) должно стать христианско — социальное понимание мира. Здесь нет ничего нового. Это скорее, заимствование из нашей истории лучших традиций и способов общежития и переложение их на современный лад. Ведь только при том условии, что традиционные ценности (а это заповеди Святого Писания) и социальные гарантии в нашем обществе неприкосновенны, мы способны выжить в столкновении с глобализмом.

 

И, конечно же, перемены повлекут обновление политического спектра жизни страны. Реальная политическая свобода в ней станет возможна только после того, как будет лишена своего довлеющего и беспардонного статуса партия «Единая Россия». Сегодня, несмотря на все свои попытки стать «лидером нации», она олицетворяет собою общественный регресс, ибо состоит из представителей коррумпированной власти. На смену ей должна придти новая политическая сила, реально понимающая вызовы истории и роль своего народа в ней. Такая сила зарождается в донных течениях общества и вскоре она заявит о себе.

Рейтинг 4.45 из 5

Комментарии к статье

Автор комментария: Сергей   16.02.2011 22:20

Взгляд на проблему своевременный и честный. Выводы, несмотря на прямолинейность и упрощенность, справедливы. С рецептами христианско — социального понимания мира не соглашусь. В основе может быть ведическое миропонимание — от наших истинных национальных истоков. Автору статьи — мое уважение.

Автор комментария: alexandre   17.02.2011 23:27

Сергею.Ведическое миропонимание это язычество друг Вы мой.А автору большой респект согласен с ним на все 100%

Автор комментария: Роман   19.04.2011 14:43

про олигархат автор рассказывает, как тупым, и так все ясно! надо, мол, предотвратить революцию, а как? нет ответа. как он собрался рак лечить?
борьба против глобализма. звучит хорошо. но борющийся — это значит, априори слабый, который пытается побороть сильного. зачем нам быть слабыми? мне больше нравится идея Матвейчева о духовной экспансии России, делание нашей страны брендом, если угодно. это уже было, во времена Сталина.

Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить