Юрий БАРАНЧИК. На пути к новому «Белорусскому проекту»

Автор: Администратор   31.07.2008   Рейтинг: 3,0  

Происходящие последний год в политической, экономической и общественной жизни Беларуси события позволяют утверждать, что в силу ряда объективных и субъективных причин «Белорусский проект-1994» (проект «Лукашенко») завершен. Сложившаяся ситуация является серьезным поводом для: а) осмысления причин завершения «Белорусского проекта-1994»; б) анализа проектов, выставленных различными политическими силами Беларуси, в том числе и властью, так сказать, на тендер; в) выдвижения собственного «Белорусского проекта».

Причины завершения «Белорусского проекта-1994»

Причинами завершения «Белорусского проекта-1994» стали те же факторы, которые вызвали его к жизни, только со знаком «минус»: А.Лукашенко отказался закончить тот союзный проект, под который он в 1994 году получил кредит доверия и одобрение Москвы; соответственно, руководство России приняло решение об отказе от субсидирования белорусского проекта под руководством А.Лукашенко.

Таким образом, «Белорусский проект — 1994» завершился в первую очередь по воле его инициатора, который в одностороннем порядке решил изменить условия «контракта», т.к. главным условием легитимности белорусской власти с 1996 г. и по настоящий момент была позиция России. Другими словами, в основе завершения Союзного проекта лежит сугубо субъективный фактор: А.Лукашенко отказался завершить начатое дело потому, что терял часть власти, а это в его трактовке равносильно потере всей власти. И то, что это решение (отказ от строительства Союзного государства) влияет на «судьбы славянства», российского и белорусского народов, о чем он так горячо в свое время говорил, его сегодня, похоже, мало волнует.

Поэтому призыв к «суверенности» и «независимости» со стороны нынешнего главы белорусского государства допустимо рассматривать как манипуляцию общественным мнением, направленную на сохранение личной власти на неопределенно длительную перспективу.

После отказа А.Лукашенко от идеи построения Союзного государства можно говорить о том, что цели проекта «Беларусь» и цели проекта «Лукашенко» начали кардинально расходиться. Проект «Беларусь-2008» (или «Беларусь-2011») — это проект без Лукашенко.

Проект власти

В настоящее время руководство Беларуси фактически определилось с тем проектом, который идет на смену «союзному» проекту 1994 г. В основных чертах с 2006 г. данный проект подается как «национальный» («За Беларусь»).

Механизмом реализации данного проекта является: а) для внутреннего пользования (белорусского общества) — создание пропрезидентского общественного объединения («Белая Русь»), которая становится прообразом пропрезидентской партии; б) для внешнего пользования («мирового сообщества») – отказ от создания Союзного государства, разрыв прежних политических и экономических договоренностей с Россией, демонстрация своей лояльности Западу через ряд политических и экономических акций.

Свидетельством «переформатирования» проекта власти является та, с одной стороны, идеологическая неопределенность, и, с другой стороны, внешнеполитическая «многовекторность» (или, как говорят недоброжелатели, «противоречивость»), которая последние полгода проходит красной нитью через многие действия белорусского руководства.

Другими словами, для массового сознания в самой Беларуси новый проект Минска должен являться логическим продолжением прежнего «союзного» проекта и без радикальной политической, социально-экономической, идеологической и кадровой ломки плавно из него развиться так, чтобы во главе нового проекта осталось прежнее руководство и одновременно (с трансформацией власти) продолжалась консервация социально-экономической и общественно-политической жизни в стране.

В определенной мере руководство Беларуси пытается повторить вариант сохранения у власти молдавского президента, который смог сохраниться во власти через комбинацию с Западом и отказ от проведения прежней формально пророссийской политики.

Парламентские выборы 2008 года станут лакмусовой бумажкой степени удачности трансформации проекта белорусской власти и позволят скорректировать ее политическую, социально-экономическую и идеологическую базу перед президентскими выборами 2011 г.

При этом, конечно, не может не вызывать уважения попытка белорусского руководства совместить трудносовместимое: получить одновременно и экономические (от нефтяного сотрудничества с наиболее пиар-ярыми антиамериканскими странами Ираном и Венесуэлой), и политические (от перехода на позиции Восточного форпоста Запада и разрыва с Россией) дивиденды.

Какую же реальность моделируют идеологи данной конструкции?

Внутриполитическим содержанием данной конструкции, работающим на бессознательном уровне, является посыл «Беларусь — Брестская крепость — символ героизма». Во внешнем плане данная идеологическая конструкция работает на рост конфликтности между Россией и Западом. Можно даже сказать больше. Такая позиция белорусского руководства не только увеличивает потенциал конфликтности между Россией и Западом, но и провоцирует его рост. Во внутриполитическом плане данная конструкция работает на перманентное сохранение в массовом сознании стереотипа осажденной крепости: «гарнизон» («население») должен быть в состоянии постоянной боевой готовности и не забивать себе голову ненужными мыслями.

Естественно, такая конструкция не может существовать без врагов – внутренних и внешних. И они уже выбраны – это патриотические и пророссийские силы. Первым шагом официального Минска на пути налаживания «диалога» с Западом может стать допуск в нижнюю палату белорусского парламента 10-15 представителей прозападной оппозиции, а в верхнюю палату 3-4 человек также видных белорусских деятелей культуры и науки – представителей оппозиции.

Второй шаг, если с преемником В.Путина не удастся договориться о возврате к дотационной модели интеграции, вытекает из готовности белорусского руководства войти в Евросоюз и НАТО ради обеспечения безопасности Европы от «имперской России».

Таким образом, цель проекта – сохранить во главе страны А.Лукашенко без реформирования общественно-политической и социально-экономической системы. Средства – пропрезидентская партия и смена основного внешнеполитического спонсора. Ранее А.Лукашенко уже сформулировал основную позицию белорусской стороны на переговорах с Западом: в 2011 г. он должен остаться президентом – это не обсуждается; все остальное может подлежать обсуждению.

Что этот проект меняет в стране и что он дает стране? На наш взгляд, этот проект ничего стране не дает и ничего для страны не меняет. Все остается по-прежнему, только закрепляется консервация существующего порядка вещей. Общественно-политические отношения развиваться не будут, страна останется «черной дырой» в центре Европы, социально-экономическое положение белорусских граждан будет становиться хуже. В стране отсутствуют средства для перевооружения предприятий страны в условиях постепенного роста стоимости основных энергоресурсов. Можно сказать, что без кардинального изменения ситуации, которое возможно только в рамках построения реального Союзного государства, белорусскую экономику ожидает банкротство. Следовательно, этот проект не отвечает национально-государственным интересам Беларуси.

Правый проект Объединенной гражданской партии (ОГП) для Беларуси заключается в следующем. Будет строиться традиционное буржуазное национальное государство. Цель обозначена – вхождение «в Европу» со всеми вытекающими отсюда последствиями — введение евро, переход на европейские стандарты, следование в фарватере внешней политики Брюсселя. Как будут при этом развиваться отношения с Россией? Продекларирована цель – сохранение статуса суверенитета и учет интересов России. Однако в обмен ОГП тоже что-нибудь потребует (учет своих интересов), и если Россия откажется это сделать, то ОГП спокойно откажется и от этих своих постулатов и направится прямиком в НАТО. В этом случае Беларусь (как и в одном из возможных вариантов действий нынешней белорусской власти) становится Восточным форпостом Запада в борьбе с «имперской Россией».

Есть и еще одно «но». ОГП вряд ли сумеет осуществить тот комплекс реформ, который прописан в его программных документах. У Беларуси нет ни времени на это, ни, самое главное, – финансового ресурса. Если ОГП придет к власти, то возникнет ситуация острого кризиса, когда основные направления развития в республике будет диктовать Вашингтон, и ОГП просто выпустит бразды управл

Рейтинг 3.00 из 5
Рубрика: Политика
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить