Юрий РУБЦОВ. Война в Южной Осетии и уроки для российской армии

Автор: Администратор   28.08.2008   Рейтинг: 3,0  

С признанием Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии значение военной силы в арсенале средств, к которым прибегла Россия, чтобы пресечь агрессию и утвердить мир на Кавказе, должно уменьшаться.

Продолжается вывод из Южной Осетии войск, приданных российским миротворцам для проведения операции по принуждению Грузии к миру. Делается это в соответствии с договоренностями между президентами России и Франции. Значительная часть контингента из примерно 10 тыс. военнослужащих и нескольких сотен единиц военной техники уже вернулись в места постоянной дислокации.

Силами транспортной авиации ВВС и отряда кораблей Черноморского флота, вставшего на рейде у Сухуми, перебрасывается на территорию России личный состав, вооружение и военная техника из зоны грузино-абхазского конфликта.

На территории новых независимых государств, Абхазии и Южной Осетии, остаются миротворцы и поддерживающие их контингенты из состава сухопутных войск, авиации, ВДВ. Группировка сил ЧФ продолжает выполнять задачи по обеспечению безопасности в акватории моря, прилегающей к побережью Абхазии, и нести боевое дежурство.

В то же время при определенных обстоятельствах роль военной силы в зонах конфликтов может вновь возрасти — в первую очередь по инициативе Тбилиси и тех, кто поддерживает режим Саакашвили за рубежами Грузии. Близ российских берегов идет наращивание морской группировки НАТО. Только за два последних дня в Черное море вошли корабли под американским, польским, немецким и испанским флагами. По данным заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, НАТО под предлогом доставки гуманитарной помощи и «плановых учений» планирует довести группировку кораблей в Черном море до 18 единиц.

Чрезвычайная активность ВМС НАТО в северо-восточном секторе Черного моря вызывает «недоумение» у российских военных: такого количества и разноцветья флагов не было здесь даже в годы второй мировой войны. «Очень трудно поверить, что все предыдущие заходы (кораблей НАТО в порты Грузии. – Ю.Р.) выполнялись только с гуманитарной помощью, как заявлено», – подчеркнул генерал А. Ноговицын, отметивший, что у российских военных есть возможность выяснить, поставляются ли в Грузию на натовских судах вооружение и военная техника. Железно установленными фактами на этот счет российская сторона располагает и сегодня. Альянс помогает Грузии восстанавливать инфраструктуру аэродромов. Так, при содействии специалистов НАТО создаются элементы контроля за воздушным пространством и восстанавливаются аэродромы в Болниси, Вазиани и Марнеули. Россию тем самым вынуждают принимать ответные меры. К побережью Абхазии выдвинулся ракетный крейсер «Москва» – флагман Черноморского флота. Пока его поход носит демонстрационный характер, но наличие на нем одного лишь комплекса «Риф» – морского аналога сухопутного зенитно-ракетного комплекса С-300 – говорит о больших огневых возможностях этого корабля. Грузинские ВМС уже ощутили их на себе, потеряв в разгар конфликта от огня «Москвы» ракетный катер.

Общую напряженность усиливает то, что грузинская сторона вновь накапливает силы на границе с Южной Осетией, сосредоточив там уже около 1 тыс. военнослужащих.

Признание независимости двух кавказских республик возлагает на Россию ряд обязательств, в том числе военного характера.

1. РФ должна будет на неопределенно долгий срок сохранить в зонах конфликтов воинские контингенты. По словам председателя Совета Федерации Сергея Миронова, российские войска останутся в Южной Осетии и прилегающих районах как опора миротворцев, посты которых будут установлены в две линии по границам 10-километровой зоны безопасности. Определение численности личного состава и техники Совет Федерации, наделенный по Конституции исключительным правом на решение о применении Вооруженных Сил РФ за ее пределами, предоставил Президенту – Верховному Главнокомандующему.

Пока определена численность только миротворческого контингента: для Абхазии – 2142 человека, для Южной Осетии (в зоне безопасности по обе стороны от грузино-осетинской границы) – 452 человека. Численность же войск за пределами зоны на территории Южной Осетии еще не установлена. Министерство обороны России рассматривает эти войска как миротворческие силы.

2. Рано или поздно встанет вопрос о создании российских военных баз. К это
му подвигнет необходимость надежно гарантировать военную безопасность Абхазии и Южной Осетии. С обретением ими независимости Россия уже не скована ограничениями международных договоров, например, того же ДОВСЕ. Вопрос перешел в плоскость двусторонних отношений и может быть решен в рамках договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Абхазией и Южной Осетией, проекты которых подготовит МИД РФ в соответствии с указанием Президента России. До подписания этих договоров Д. Медведев поручил Минобороны обеспечить осуществление Вооруженными силами функций по поддержанию мира на территории новых независимых государств.

3. Государственная независимость Абхазии и Южной Осетии сокращает линию границы РФ непосредственно с Грузией, территории новых независимых государств выступают своеобразными буферными зонами. Положительное значение этого фактора заключается в том, что олимпийское Сочи не будут рассматривать с «той» стороны в американский армейский бинокль. Однако России надо готовиться к возможному росту напряженности на других участках границы с Грузией.

4. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии влечет серьезные изменения в отношениях России с НАТО. Стороны уже согласились, что отношения не могут остаться прежними. Из Вашингтона, Лондона, Брюсселя прозвучали заявления о возможных санкциях в отношении России, как в худшие этапы «холодной войны». С резким осуждением позиции России выступили Джордж Буш, Ангела Меркель, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, председатель Европарламента Ханс-Герт Петтеринг, ряд других официальных лиц стран — членов НАТО и иных западных международных организаций.

В порядке ответной реакции Москва официально уведомила Брюссель о замораживании программ военного сотрудничества.

5. В этих условиях неизмеримо повышается значение взаимодействия России с ее партнерами по СНГ и ШОС. Имеются в виду скоординированные по целям, времени, материальному и иному обеспечению меры военного, политического и дипломатического характера.

6. События последних недель заостряют вопрос о создании в России современной армии, способной проводить военные операции, отвечающие вызовам XXI века. Ряд просчетов при отражении грузинской агрессии, которые видны даже при общем успехе операции, говорят о необходимости передать дело строительства Вооруженных сил России от менеджеров военным профессионалам.

Рейтинг 3.00 из 5
Рубрика: Политика
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить