Шило на мыло? (о судьбе российского правительства)

Автор: Администратор   28.11.2011   Рейтинг: 4,6  

Безусловно, необходимость смены правительства и главное изменения принципов его работы давно назрела. Итоги деятельности правительства за последние годы явно неутешительны.

Так, реальные располагаемые доходы населения в 2008-2010 гг. в сравнении с предшествующим периодом значительно понизились, тенденция их снижения продолжилась и в текущем году. Это воочию проявляется в существенном ухудшении условий жизни людей труда и пенсионеров.

Замораживание роста реальных доходов населения вплоть до настоящего момента выборов в Госдуму объяснялась необходимостью проведения жесткой политики «затягивания поясов». Суть ее заключается в ограничении массового потребительского спроса и таким путем сдерживания инфляции. Как следствие, воспроизводится неудовлетворительный уровень качества жизни очень значительной части (50-60 %) бедного и полубедного населения.

Наряду с этим, к сожалению, за последние годы резко усилились косвенные факторы, вызывающие снижение качества жизни. Речь идет в первую очередь о повсеместных фактах продажи низкокачественных и часто фальсифицируемых, крайне вредных продуктов потребления. Также нельзя не принимать во внимание дальнейшее существенное ухудшение экологической ситуации во многих регионах, в их числе, конечно, Московском. При этом ради достижения сиюминутно благоприятного роста ВВП используются разнообразные средства экономии на людях. Пример тому — установление декретного времени, в некоторых регионах на 3 часа отклоняющегося от природного времени и наносящего явный ущерб здоровью населения.
Фактически законсервирован «торгово-сырьевой» приоритет в распределении национального капитала. Торговля потребительским ширпотребом и сырьевые рынки остаются наиболее привлекательным объектом притяжения капитала, особенно располагаемого крупнейшими российскими корпорациями и связанными с ними коммерческими банками. Как следствие, главный локомотив долгосрочного экономического роста — высокотехнологичный сектор — не привлекает внимания инвесторов.
До настоящего времени правительство оказывает поддержку недальновидной экспансионистской политике «Газпрома», направленной на поддержание высоких монопольных тарифов на поставку газа за рубеж. Разрыв Турцией контракта с «Газпромом» и объявленное правительством Украины намерение  в перспективе отказаться от поставок российского газа — очевидные плоды такой политики. Очень серьезно пострадал имидж нашей страны и вследствие выявленных связей дочерних подразделений российского монополиста с криминальными структурами в Европе.

Вполне объяснимо вследствие отсутствия весомых мотивационных механизмов имеет место порядковое ухудшение обороноспособности страны.  В результате инфраструктура нашей страны стала фактически беззащитной на фоне кардинального усиления внешней военной угрозы. Также следует однозначно констатировать отсутствие значимой технологической модернизации в обычных промышленных отраслях и усиление технологического отставания от передовых зарубежных стран.

Наконец, неприемлемо пассивной, попросту провальной оказалась стабилизационная макроэкономическая политика правительства, в первую очередь ее финансовая и кредитно-денежная составляющие. Как следствие, вся наша экономика неуклонно опускается в пропасть, судя хотя бы по столь ранее лелеемому несостоятельными экономическими советниками правительства фондовому индексу и огромному «улету» отечественного капитала за рубеж (даже по официальным данным он составил за последний годовой период около 75 млрд. долларов).

Теперь о социальных результатах деятельности правительства. В выступлениях представителей правительства и лидеров «Единой России» неоднократно утверждалось об опоре на средний класс, который в духе бывшей КПСС стал именоваться гегемоном. Однако эти заявления оказались обычной декларацией.

Самодостаточный средний класс так и не сформировался. Не сложилось и хотя бы отчасти благоприятной социальной среды для утверждения инновационного уклада деятельности как доминирующего.

Действительно, вследствие проводимой властью рестрикционной политики благосостояние и сама численность социальных групп, призванных представлять современный средний класс, уменьшились. Так, принимая во внимание инфляцию, явно имеет место стагнация уровня доходов предпринимателей и квалифицированных специалистов в большинстве отраслей, в том числе высокотехнологичных. Реальные доходы же предпринимателей из производственного сектора малого и среднего бизнеса просто упали, а их численность сократилась. При этом смехотворно низкой остается численность инновационных предпринимателей.

Реально главную социальную опору власти представляют лояльные олигархи — миллиардеры и мультимиллионеры, менеджеры крупнейших российских корпораций, федеральная и региональная бюрократия высшего и среднего звена, региональные бизнес-элиты.

Нельзя не коснуться и сугубо кадрового вопроса. Россия занимает устойчивое первенство по числу высших сановников, реально препятствующих эффективной работе правительства. Достаточно сказать только о вице-премьерах, занимающихся «специфическими» вопросами и дублирующих, но отнюдь не контролирующих  соответствующих министров. Уместно упомянуть хотя бы о министрах Христенко, Голиковой и Левитине. Их деятельность отмечена огромными провалами, но они благодаря личным связям остаются как бы незаменимыми.

Что же предлагается властью взамен нынешнего правительства?

Исходя из всей обширной информации, ответ ясен: костяк предполагаемого нового правительства должны составить известные представители администрации Президента. В связи с этим более чем уместным представляется подведение итогов деятельности Кремлевской администрации за прошедшие 3,5 года.

Как известно, прерогативой команды Президента стала инновационная сфера. Здесь со стороны государства проводится  совсем не рестрикционная политика. Так, огромные инвестиции вкладываются в мегапроект Сколково и в проекты РОСНАНО, хотя отдача от них представляется все более сомнительной. Значительная государственная поддержка (в основном путем размещения госзаказов) оказывается и существующим Наукоградам. Но, несмотря на мощный пропагандистский пиар, реальное использование инновационных продуктов в реальной экономике остается крайне невысоким, тем более в сравнении с ведущими по уровню технологического развития зарубежными странами.

Широко распропагандированная компания по борьбе с коррупцией, а по сути дела с мелкими взяточниками на нижестоящем административном уровне  практически не принесла позитивных результатов. Наоборот, масштабы коррупции в среде крупного чиновничества только расширились. Еще более повысилась роль и мафиозных структур, представляющие одновременно интересы региональных руководителей и авторитетов криминального мира. Во многих российских регионах неписаные законы мафии исполняются гораздо лучше государственных.

Трудно сказать что-то определенное по поводу стратегии администрации Президента в социальной сфере. Она просто не была сформулирована.

Можно только констатировать отсутствие новаций со стороны кремлевских чиновников в отношении борьбы с бедностью и разрешения других неотложных социальных проблем, выходящих за рамки прерогатив министерства г-жи Голиковой. Также при всем желании не вызывает позитивной оценки применение представителями Президента в регионах пожарных, сугубо административных методов управления ЖКХ вместо обещанной реформы в этой сфере.

Крайне удручающими оказались и результаты миграционной и национальной политики, за которую отвечают именно люди из окружения нынешнего Президента. Вследствие проводимых миграционных мероприятий имеет место резкое усиление преступности и в целом ухудшение социального климата во многих регионах, особенно Московском.

Особая отдельная тема — внешняя политика, определяемая Президентской администрацией. Но нельзя забыть о новой позорной странице в истории внешней политики России, которой стала ее официальная позиция в отношении абсолютно беззаконной агрессии НАТО в Ливии.

Серьезных инициатив со стороны администрации Президента не было замечено и в области информационной и культурной политики. По-прежнему имеет место засилье низкопробных и узко бытовых культурных стандартов при отторжении большинства россиян от духовных культурных ценностей. И ни для кого не секрет, что провинциальная деградация российского общества за последние годы резко усилилась.
Из всего сказанного следует малоутешительный вердикт — по степени неудачности деятельность администрации Президента по существу не отличалась от деятельности правительства. При этом никакого, хотя бы корректирующего воздействия на работу правительства со стороны администрации Президента не осуществлялось. И есть все основания прогнозировать в случае объявленного политического маневра инерционное продолжение экономического и социального курса последнего правительства, несостоятельность которого давно стало очевидной.

Пожалуй, единственное преимущество представителей Президентской администрации — относительно молодой возраст. Но все мы помним о трагических последствиях деяний кибальчишей начала 90-ых. И трудно отделаться от ощущения почти полного сходства последних с членами нынешней Президентской команды, в большинстве своем людей мало компетентных и недостаточно образованных. Объяснение этому вполне понятно — времени на образование и, тем более, на повышение профессионального уровня в ельцинское лихолетье, как и в годы горбачевского разрушения просто не было.

И последнее. Как следует из ряда серьезных прогнозов, само существование российского государства станет под вопрос в период грядущих мировых финансовых и экономических кризисных потрясений в ближайшие два года и  осуществления крайне агрессивной политики США/НАТО, сопровождаемой прямыми военными интервенциями по ливийскому образцу.  Управление страной в экстремальных условиях явно не по плечу нынешним кремлевским функционерам.

 Сергей Терплев.

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=4982&Itemid=39

Рейтинг 4.60 из 5
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить