ВГЛЯДИТЕСЬ В ГЛАЗА ЖЕНЩИНЫ

Автор: Ханым ОМАРОВА   04.05.2013   Рейтинг: 4,5  

Религиозный экстремизм на Кавказе стал настоящей головной болью для всей России. Десятилетиями на Кавказе взрываются мины и снаряды, гибнут люди. Метастазы терроризма сейчас проникают все глубже и в сердце страны и в самые отдаленные ее уголки, повсюду, где живут общины выходцев с Кавказа. Лекарство от этой болезни ищут многие, но найти пока никто не смог. Я думаю, что найти его не смогли потому, что ищут не там, где болит, а там где искать привыкли.
Религиозно-политический экстремизм как явление пытаются изучать и анализировать многие эксперты. На мой взгляд, главным недостатком всех их теорий является недоучет роли женщины в становление религиозно-политического экстремизма.
Какую роль отводят женщине эксперты в своих рассуждениях о природе экстремизма? В сущности – никакой. Вроде бы и понятно: война – дело мужское. Вроде бы участвуют в боях, стычках и перестрелках мужчины. Рассуждения о женщине в Исламе, в религиозно-политическом экстремизме остались со времен советской пропаганды – женщина забитое и угнетенное существо, не имеющее в политике права голоса. Помните образ восточной женщины в комедии «Белое солнце пустыни»? Примерно таким же остается представление светских экспертов о роли женщины в исламском обществе.
Казалось бы, жизнь многократно отвергла такие суждения. Сегодня в криминальных сводках женщины-смертницы или женщины-вербовщицы всплывают в каждом эпизоде с крупным терактом или нападением на силовиков. Женщина для боевиков играет ключевую роль как политическое прикрытие. Митинги матерей и жен подозреваемых в экстремизме, выступления женщин-адвокатов боевиков стали самой важной частью политической повестки дня на Кавказе.
Но на самом деле роль женщины в нынешних политических процессах гораздо важнее, чем просто содействие мужчине.
Мне кажется, чтобы по настоящему понять эту роль женщины в развитии политического экстремизма на Кавказе, нужно на Кавказе родиться и жить.
На Кавказе молодые девушки проявляют, как минимум, не меньше рвения в вере, чем молодые ребята. Но для светского эксперта оценить масштабы женской религиозности не представляется возможным. Женщины не посещают массово мечети и не выступают в качестве проповедников. Понять этот социальный процесс можно только по разрозненным событиям. Например, когда в городских, вполне светских семьях девушки одевают хиджаб часто вопреки воле своих родителей.
Рассуждают о тяжелой роли женщины в Исламе чаще всего те, кто не видел жизнь исламской семьи своими глазами. И потому рассуждения «крупных специалистов», разного рода экспертов часто бывают поверхностны и далеки от сути вещей.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что в быстрой исламизации Кавказа после распада СССР большая роль принадлежала именно женщине. Сегодня исламизация пошла дальше привычных границ мировоззрения и веры – в сторону политизации ислама и радикализации. И это, крайнее направление политической мысли также было поддержано женской частью общества.
Я думаю, что истинная роль женщины недооценивается во всем мире — и  уже тем более применительно к закрытой от глаз постороннего исламской семье.
Как известно, именно женщина отвечает за продолжение рода, за сохранение института семьи, за рождение детей и их воспитание. И потому именно женщина должна была однажды поставить вопрос о недопустимости язв современного общества.
Именно женщина в любом обществе «ставит на повестку дня» актуальную проблему. А дело мужчин – найти средство для решения этой проблемы. Мужчины соревнуются между собой, они изобретательны в поиске ответов и настойчивы в достижении целей.
Но только женщине принадлежит право  определять направление, в котором должны соревноваться мужчины. Женщины могут прямо влиять на формирование мировоззрения мужчин. Как, например, влияет мать, воспитывающая сыновей. Или влиять косвенно. Как, например, влияет девушка, отбирающая будущего жениха по приметам, которые должны соответствовать хорошему мужу и хорошему  отцу. В условиях нынешнего Кавказа это значит, что девушка сочтет более привлекательным того, кто проявляет признаки наибольшей набожности.
О том, что современное общество глубоко больно, хорошо известно всем. Достигшая огромных размеров преступность, моральное разложение личности, алкоголизм, наркомания, распад традиционной семьи, и, самое главное – физическое вырождение, депопуляция – вот симптомы этой болезни. Именно женщина – в наибольшей степени страдает от ненормальности современного общества.
Ислам предлагает женщине более справедливое общество – без тех социальных язв, что мучают современное общество. К примеру, запрет на употребление алкоголя, запрет на прелюбодеяние, с несомненным приоритетом ценности семьи и т.д.
Как известно, возрождение исламской идеологии стало реальностью по всему миру возможным с кризисом идеологии социализма. Сегодня бывшие социалистические страны в странах исламского мира оказались в эпицентре  борьбы светского и религиозного проектов.
Да, женщина ставит на повестку дня вопрос, а варианты решения этого вопроса предлагают мужчины. Женщина выбирает из этих вариантов наиболее ей подходящий. Это утверждение – и социальная метафора, и реальность повседневной жизни отдельной личности. Каждый день, каждый час, в школе, вузе или в социальной сети девочки и молодые девушки выбирают для общения тех ребят, которые выделяются из общей массы своей набожностью и свойственным набором атрибутов поведения. Миллионы таких фактов сплетаются в правило поведения для всего общества – даже если это никак не прописано в законах и книгах уважаемых экспертов.
В самом деле, какой девушке или женщине не хочется, чтобы ее муж был верен ей? Какая женщина не хочет иметь крепкую семью со множеством детей? Какая не хочет быть уверенна, что муж не разведется, не бросит ее с детьми, не уйдет к молодой сопернице? Светское общество не может предложить женщине никакой гарантии – каждый день в обычной светской семье – это хождение по минному полю.
Ни в коем случае я не агитирую за отказ от ценностей светского общества. Все сказанное выше – просто констатация сегодняшнего положения дел.
В сущности, многие пороки современного общества – естественное продолжение его достоинств. Нельзя разделить современное общество на светлую и темные стороны, как нельзя разделить две стороны одной монеты.
Материальное благополучие, которое отличает современное общество было бы немыслимо, если бы не крайний индивидуализм личности; если бы не всеобщая зацикленность на работе не охранялись бы всей силой современного государства. Человек может много пить, но быть отличным специалистом на работе – и светское общество не навязывает ему каким быть, как себя вести. Общество знает – будешь читать мораль, стричь под одну гребенку – потеряешь хорошего спеца.
Возрождение религиозных норм во всей их средневековой строгости нанесло бы непоправимый ущерб материальному благополучию общества. Современное государство и экономика просто исчезли бы, а с ними исчезла бы возможность людей жить в материальном благополучии. Афганистан, Сомали или Судан может и являются примером с  точки зрения моральной чистоты людей, но жизнь там никак не назовешь легкой.
В нынешнем обществе мало кто всерьез задумывается о диалектической связи наших пороков и наших достоинств. Клиповое сознание стало преобладающим. Люди видят только то, что хотят видеть – и информации столько, что некогда задумываться о диалектической связи разнородных явлений.
Люди всегда хотят приобрести что-то новое, но часто забывают о возможности потерять что-то из имеющегося. Особенно страдает этой близорукостью молодежь, которой вообще не свойственно беречь что-то имеющееся.
В чем ошибка современной политике светского государства в противостоянии религиозному экстремизму на Кавказе? Главная, на мой взгляд, ошибка заключается в недооценке истинного значения женщины.
Политика эта должна быть ориентирована не столько на юношей, сколько на девушек. Именно девушкам надо объяснять все преимущества светского государства – которое дает материальное благополучие, возможность детям родиться и жить в достатке, учиться, самим выбирать свой путь самореализации и т.д.
Не юношей, а именно девушек надо учить толерантности – а уже они передадут это умение своим мужьям и своим детям.

Рейтинг 4.50 из 5

Комментарии к статье

Автор комментария: нямбиндер   07.05.2013 16:27

Молодец, девочка. Подняла очень интересный и неожиданный аспект проблемы. Не только терроризма, но общественного устройства вцелом. Хотя нерушимая связь достоинств и недостатков (читай — грехов) — это уже манихейство, здесь нужно поаккуратенее,поглубже, поближе к первоисточнику (Коран, Евангелие и т.д.). Не такая это железная и непреодолимая взимозависимость, Омар. Но всё равно, спасибо. молодец.

Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить