Дела Алексея Навального могло бы и не быть, или почему государственные и другие организации не отчитываются перед народом?

Автор: Александр РАШКОВСКИЙ   11.06.2013   Рейтинг: 4,7  

«Нельзя вообразить себе общественного блага независимо от частного блага.
Ежели культурные и экономические успехи человечества невозможны вне сфер общежития, и ежели они неизбежно обуславливаются существованием государства, как нравственного органического целого, то и государство в свою очередь должно тщательно охранять интересы общества, способствуя его развитию и процветанию.
Без защиты государства, никакое общество не может достигнуть свободного развития своих сил. Но и без общества, свободно развивающегося под защитой государства, последнее не имеет никакого значения».
Лукашевич Ф.А. Очерки промышленности и торговли в России. Харьков, 1877, с.1-5.
Мой приятель окончил Московский университет по специальности «экономическая география» еще в 1970-х годах. Вместе с ним учился очень способный парнишка из Москвы, который еще со школьных лет знал в совершенстве английский язык, и которого, после окончания университета оставили в аспирантуре университета. Вскоре после этого его послали на стажировку в США, в плановую комиссию Конгресса, по обмену. Первое, что там ему показали в Библиотеке Конгресса США, было подробное описание очередного федерального  бюджета США с полными таблицами доходной и расходных частей. Несколько огромных томов.
Все это было и у нас еще в дореволюционное время.
Очень подробно отчитывалось перед земским Собранием Вятская губернская земская управа. То же самое делали и уездные земские управы. Все эти подробные и увесистые отчеты ежегодно публиковались необходимыми тиражами. Каждый интересующийся мог купить их в книжной лавке, или ознакомиться с ними в библиотеках.
Более того, ежегодно подробно отчитывалась, например, Вятская губернская земская больница. Они тоже публиковались в печати отдельными брошюрами и продавались в книжных лавках. В нашей библиотеке им. А.И. Герцена сохранились эти отчеты, которые подписаны Степаном Гриневским, отцом знаменитого писателя Александра Грина. Он работал бухгалтером больницы.
Все эти материалы, в числе других документов, и явились фундаментом блестящего издания «Статистического описания Вятской губернии», которое вызывало восхищение всей читающей Российской Империи.
Такое продолжалось и в 1920-е годы. Привожу избранную библиографию того периода.
Местный бюджет Вятской губернии на 1924-1925 год. Вятка: Издание Вятского губернского исполнительного комитета, 1925 – 467с.
И такие публикации были ежегодно до конца 20-х годов.
Одновременно публиковались и отчеты по исполнению бюджета.
Отчет Вятского губернского исполнительного комитета и его отделов VII губернскому Съезду Советов. Вятка, 1921 – 302с. … и далее до
Отчет Вятского губернского исполнительного комитета и его отделов XIV губернскому Съезду Советов. Вятка, 1929 – 214с.
Отчет Вятского спичечного треста о двухлетней работе. Вятка, 1924 – 170с., таблицы, диаграммы.
Отчет Вятского районного союза потребительских обществ за 1924-1926 год. Вятка, 1926 – 146с. Тираж 700 экз.
Отчет Вятского союза кустарно-промысловых, сельскохозяйственных и кредитных кооперативов за время с 1 января 1924 года по 1 января 1925 и план работ на период с января по октябрь 1925 года. Вятка, 1925 – 185с.
Отчет Вятского союза молочных артелей «Маслосоюза» за октябрь-декабрь 1924 года и январь-декабрь 1926 года. Халтурин: Издание Губмасломоюза, 1926 – 100с.
Показатели торговой конъюнктуры Вятской губернии в зиму 1924-1925 годов. Составитель Илья Александрович Лихачев. Вятка: Издание Вятской товарной биржи, 1925 – 44с.
Пятилетний план Вятской губернии. Вятка: Издание Вятского губернского исполнительного комитета, 1929 – 208с. Тираж 500 экз.
Там, кстати давался подробный анализ оборота и восстановления лесных ресурсов края.
Эти подробные отчеты позволяли экономистам анализировать развитие края и давать рекомендации для постоянной корректировки перспективных программ развития.
Хотел бы особо отметить то, что наличие таких подробных отчетов исключало бесконтрольное манипулирование бюджетом любых уровней, что, несомненно, существенно снижало коррупционную составляющую.
В годы пятилеток публикация этих отчетов прекратилась. Все стало засекречиваться. Необходимо было скрывать от народа то, что пятилетки не выполнялись. Шли даже на такие ухищрения, как периодическое изменение показателей статистической отчетности, что и сегодня, препятствует анализу экономического развития страны.
Сегодня же это засекречивание достигло апогея. Вам не покажут расходную часть бюджета не только уровня муниципальных образований, но и областного уровня.
Казалось бы, чего проще осуществлять публикацию этих отчетов сегодня, при наличии интернета. Так нет. Видимо есть что скрывать.
А ведь только прозрачность бюджетов и расходования государственных инвестиций во все сферы народного хозяйства может свести коррупцию к тому желанному минимуму, которого на словах у нас добиваются.
Совсем недавно в СЕТИ возникла дискуссия по обоснованности расходования бюджетных средств на реконструкцию Большого театра. Я предложил опубликовать на сайте Министерства культуры исполнительную смету реконструкции, по которой грамотные экономисты и финансисты могли бы сделать полный анализ по этой теме. Однако получил от Министерства отписку странного содержания. Министерство ответило, что рабочий проект реконструкции Большого театра состоит из десятков тысяч листов, которые нет возможности опубликовать на сайте. На это я им резонно ответил, что никто у них не просил публиковать на сайте весь проект, а только исполнительную смету реконструкции, объем которой не превышает 30-40 страниц, и которые очень просто опубликовать. Понятно, что на второе письмо я ответа не получил. И материалы эти до сих пор не опубликованы.
И так по всем инвестиционным проектам, выполняемым за счет финансирования из бюджетов всех уровней.
При этом забывается, что бюджетные деньги это народные деньги, а перед народом надо отчитываться, что, кстати, постоянно декларируется нашим депутатским корпусом всех уровней.
Теперь еще один пример.
Государственные высшие учебные заведения получают от государства огромные средства, и огромные средства собирают со студентов платного обучения. Эти средства совершенно бесконтрольно расходуются ректорами вузов, почему к руководству там и пришли соответствующие люди. Зачем им думать об улучшении высшего образования, когда задача у них только одна – «распилить» средства?
Думаю, что при таких условиях нам никогда не выиграть соревнования на мировом рынке и разумные иностранные инвесторы никогда не будут вкладывать свои заработанные средства в проекты нашей страны.
Еще раз повторю, что только прозрачность расходования государственных, да и всех других организаций может стать фундаментом действительно настоящей борьбы с коррупцией и финансовыми нарушениями во всех отраслях народного хозяйства.
Если бы отчеты были прозрачные, то никакого дела Алексея Навального, как и других подобных дел, никогда бы не было.

Рейтинг 4.67 из 5
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить