Центризбирком как монстр, противостоящий народу

Автор: Александр ГОЛОВЕНКО   18.10.2013   Рейтинг: 2,0  

Ельцинский выкидыш
Отмечая траурными мероприятиями 20-летие расстрела защитников Верховного Совета, Конституции РСФСР и конституционного строя «кровавой осенью» 1993 года, мы как-то забыли еще об одной «круглой» дате.
29 сентября исполнилось ровно 20 лет со дня образования Центризбиркома — этого всемогущего ведомства, от которого зависят судьба любого кандидата и исход любых выборов от Москвы до самых до окраин.
Достаточно напомнить, что ЦИК выдает мандаты новоизбранным депутатам Госдумы, а его председатель вручает удостоверение президента новоизбранному главе государства. Словом, куда мы без ЦИКа?
Однако никаких бравурных речей в связи с юбилеем знатной конторы не прозвучало. Не поздравили ее ни президент, ни премьер, да и сам его начальник В.Чуров нигде не проронил ни слова. Как будто кто-то запрет наложил.
Отчего же такое гробовое молчание?
Да оттого, думаю, что нет сегодня более скандального ведомства, чем ЦИК. В народном сознании он давно утвердился не как организатор чистых и честных выборов, а чуть ли не как главный фальсификатор всенародного волеизъявления. Слово «чуровщина» стало синонимом фальсификаций и лжи.
Потому что все усилия его участковых избирательных комиссий (как и губернаторов) на местах часто сводились, в сущности, к одному — обеспечению «сокрушительной победы» партии власти, как по великому недоразумению называли еще недавно «Единую  Россию». Теперь уже вроде не называют.
Не питаю никаких иллюзий насчет беспристрастности ПАСЕ и Совета Европы, однако они каждый раз называют наши федеральные выборы неравными, несправедливыми и недемократичными, на которых бал правит административный ресурс. В самом деле, в какой еще стране канцелярия главы государства рулит избирательным процессом в стране? Только у нас.
После очередных скандальных выборов в Госдуму 2011 г. отставки В.Чурова потребовали уже все думские фракции (кроме «ЕдРа»), многие политики, общественные деятели, а также вполне лояльный Совет по правам человека при президенте. Но тот снова усидел…
Можно напомнить также, что «главный коммунист страны» Г.Зюганов так и не признал итоги последних думских и президентских выборов. Назвал их нелегитимными. Что, правда, не мешает ему восседать в нижней палате на Охотном ряду, получать депутатский оклад плюс надбавки, пользоваться всеми льготами для «народных избранников» и по мере надобности обращаться с просьбами к «нелегитимному» В.Путину.
«ЦИК всегда прав»
Может быть, скажу сейчас для кого-то парадоксальную вещь, но, на мой взгляд, в адрес ЦИКа и не может быть особых нареканий. В самом деле, если мотор барахлит и машина еле ползет — какие могут быть претензии к карданному валу? Он, как и положено, лишь передает вращательный момент. Так и ЦИК. Его задача — самовоспроизводство власти, чем он, собственно, и занимается, являясь ее составной частью.
Часто ли мы вспоминаем, что Центризбирком — это незаконнорожденное ельцинское дитя, который появился свет по указу от 29 сентября 1993 г. уже отрешенного от должности гражданина Ельцина? И потому он не имел никакой юридической силы. Однако ЦИКу вменялось провести выборы в нелегитимные Думу и Совет Федерации, которые «банда Ельцина» придумала вместо разгромленной системы Советов.
А 20 декабря 1993 г. появился другой весьма примечательный указ узурпировавшего власть Ельцина, который, как говорится, ставил все точки на «i». В нем говорилось: «Возложить на Управление делами Президента Российской Федерации (П.П. Бородина) материально-техническое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, социально-бытовое и медицинское обслуживание членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также сотрудников ее аппарата».
Теперь все понятно? По этому указу ЦИК, собственно говоря, переводился на кремлевский  паек и тем самым превращался в одно из подразделений Управделами президента. Так какой «независимости» мы от него хотим? Чью волю он должен выполнять автоматически, без напоминаний, накачек и нахлобучек? Правильно, волю кормильца своего, волю Кремля.
Поскольку цели и задачи ЦИКа не были прописаны в Основном законе страны, власть стала наделять его все большими и большими карательно-репрессивными полномочиями. Так выстроилась жесткая «вертикаль власти» с центром в Москве, которому подчинены все участковые, территориальные, республиканские избиркомы. В результате возник монстр, «министерство по выборам», которого не нет ни в одной стране мира. Там выборы проводят либо под контролем МВД, либо с помощью временных общественных организаций.
Чиновник победил народ
Как известно, по Конституции высшим и единственным источником власти в России является народ. И для формирования той же Госдумы он в посредничестве никакой конторы не нуждается. Но чиновник ЦИКа узурпировал полномочия народа — встал между ним и властью. Отныне он карает и милует, решает, кого допускать до выборов, а кто недостоин. При этом «вправе» снять с дистанции любого кандидата и любую партию.
Поэтому и нет ничего удивительного в том, что ЦИК приватизировал Государственную автоматизированную систему «Выборы» и стал единственным толкователем правильности и законности любых выборов. Сколько было случаев, когда лидеры партий напрямую жаловались президентам страны на фальсификации и подтасовки в пользу «Единой России». А ответ один: «Идите в суд».
Как будто они не клялись на тексте Конституции быть гарантами соблюдения наших прав и свобод. А судиться Центризбиркомом ни одна партия всерьез и не пробовала.  И потому что бесполезно, и потому что «ЦИК всегда прав». Не было еще случая, чтобы были отменены выборы, которые он признал законными.
А потому вывод первый. Нелегитимный ЦИК появился как способ легитимизации отрешенного от власти Ельцина. С тех пор осталась неизменной сущность этого счетного ведомства: воспроизводство власти. Потому и бессмысленно «третировать» его упреками за фальсификации в пользу кремлевских кандидатов и «правящей  партии», если противостояние народному мнению, подлоги и подтасовки — можно сказать, главная цель его существования.
Вывод второй. Отсутствие всякого упоминания ЦИКа в Конституции страны есть огромный правовой нонсенс, который позволяет говорить о его неконституционности. В самом деле, орган, проводящий парламентские и президентские выборы, формирующий конституционные органы власти, сам неконституционен.
Правда, в свое время были подготовлены поправки в Конституцию, чтобы ликвидировать эту несуразицу.
Предлагалось, в частности, внести в нее такие параграфы:
1. Организацию и проведение выборов и референдумов осуществляют избирательные комиссии, независимые от других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений.
2.  Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возглавляет систему избирательных комиссий и руководит деятельностью избирательных комиссий при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и при проведении референдума Российской Федерации.

Но до внесения этих поправок в Конституцию при Ельцине дело не дошло. Все понимали, что эта его «священная корова» неприкосновенна.
Потом и вовсе шли по другому пути. «Из-за зубцов» стали присылать в ЦИК и губернаторам разнарядки о победе «партии сласти» и требовать их неукоснительного исполнения. Все силы бросали на то, чтобы обеспечить ей парламентское большинство в Госдуме, с помощью которого можно было протащить любой  антинародный закон.
А там, где разнарядки, какие могут быть честность и справедливость? Отсюда и противозаконные министерско-губернаторские «паровозы», и вбросы бюллетеней, и подчистки итоговых протоколов, и досрочные голосования, и «карусели» с открепительными талонами. Это когда власти набирают целые автобусы волонтеров, которые с этими талонами ездят по участкам и голосуют за «партию сласти».
По сообщениям с мест, весь этот административный ресурс процветал на местах и в единый день голосования 8 сентября.
Где автоматика, г-н Чуров?
Что же этому беспределу можно противопоставить? На эти темы мы не раз в последние годы говорили с главным конструктором ГАС «Выборы» профессором Юрием Ломовым.
И он напомнил, что после удачного старта первой очереди системы на думских выборах 1995 года ЦИК поставил задачу на вторую очередь — автоматизировать избирательные участки. Ведь именно ручное голосование и ручной подсчет создают огромную почву для фальсификаций и липы.
По опыту мы знаем: именно на избирательных участках, особенно отдаленных и сельских, происходит массовая подтасовка итогов голосования. Вбрасываются бюллетени, переписываются протоколы, не допускаются к подсчету наблюдатели. А по пути председателей участковых комиссий в теризбиркомы с протоколами происходят всякие фокусы. Уехал с одними цифрами – вернулся с другими. Их просто подчистили в пользу «Единой России».
По мысли Юрия Сергеевича, автоматическое голосование могло бы происходить по простой схеме: нажал кнопочку — и твой голос сразу в Москве, в ЦИКе, минуя участковые, территориальные и республиканские избиркомы. Хотя, конечно, и к нему вопросы остаются.
Прошло почти 20 лет. Можно было выполнить эту не такую уж сложную задачу? Ю. Ломов уверен: не только можно, но и нужно было. Однако вот парадокс: придумываются какие-то смешные прозрачные избирательные урны (вот маразм!), на участки ставятся совершенно бесполезные веб-камеры, на которые тратятся миллиарды народных рублей.
Вся шумиха словно для того, чтобы затушевать главную мысль: только автоматизация избирательных участков может резко повысить объективность и прозрачность любых выборов и подсчетов итогов голосования. Но об этом, увы, почему-то не заикается ни одна партия.
Как видно, все всех устраивает. Правда, в своем послании к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. тогдашний президент Д. Медведев высказался на этот счет весьма недвумысылсенно:
«…Внедрение электронных средств подсчёта голосов и обработки информации на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний. Следует сделать избирательную систему на региональном уровне более прозрачной…».
Потом, как водится, для выполнения послания разным ведомствам были розданы поручения. Чуровский ЦИК даже разработал «Программу ускоренного технического переоснащения избирательной системы» на 2010-13 годы стоимостью до 10 млрд. рублей.
2013 год, можно сказать, финиширует. Программа должна быть запущена. Однако «единый день голосования» показал: все идет по-старинке. Торжествуют ручное голосование и ручной подсчет, а с ними все та же липа. Интересна при этом судьба отпущенных на затею миллиардов. Где они?
Распилили?

Рейтинг 2.00 из 5
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить