Андрей АРЕШЕВ. Стабильность на Кавказе после «пятидневной войны»: роль России, Ирана и Турции

Автор: Андрей АРЕШЕВ   10.11.2008   Рейтинг: 3,0  

Несмотря на прекращение боевых действий вокруг Южной Осетии, ситуация на Южном Кавказе остается взрывоопасной и чреватой дальнейшим обострением.

Вмешательство Европейского Союза в конфликт на Кавказе, подписание плана «Медведева – Саркози» позволили решить некоторые краткосрочные задачи, но остаётся проблема создания механизмов, гарантирующих регион от возобновления боевых действий в будущем.

Усиливается впечатление, что в Европе воспринимают «план Медведева – Саркози» как средство восстановления статус-кво, существовавшего до 8 августа. Такой подход ошибочен в корне, ибо не учитывает новую геополитическую конфигурацию региона после окончания в августе военных действий и особенно – после признания Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств.

Вывод российских миротворческих постов и начало деятельности наблюдательской миссии Евросоюза совпали по времени с активизацией диверсионной деятельности в «буферной зоне». Это вряд ли является случайностью. В настоящее время деятельность Евросоюза ориентирована в первую очередь на свертывание российской миротворческой миссии, что объективно способствует расконсервации конфликта.

Если предложения Российской Федерации по демилитаризации Грузии, ограничению ее военного потенциала, созданию эффективной системы мониторинга будут заблокированы (или не услышаны), это станет для Москвы четким и недвусмысленным сигналом к тому, что рано или поздно последует возобновление боевых действий.

Имея опыт 2004-го и 2008 годов, Россия вряд ли будет ждать, когда на Южную Осетию и Абхазию нападут в третий раз. В настоящее время обе республики связаны с Россией соответствующими договорами, в том числе и в сфере военной безопасности, что подразумевает прямое и непосредственное участие российской армии в защите их независимости, отражении агрессии и т.д.

Стратегия России по обеспечению безопасности на её южных границах подразумевает идентификацию основных источников угроз. Таковыми могут выступать как отдельные государства или блоки государств, так и иные субъекты международно-правовой деятельности, являющиеся инструментом реализации интересов внешних сил. Со стороны Москвы методы противодействия подобным угрозам будут опираться в первую очередь на международное право и национальное законодательство Российской Федерации (нормативно-правовой основой могут служить Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О Федеральной службе безопасности» и др.)


Практика распространения национальной юрисдикции на территорию иностранного государства для принудительного похищения (вывоза) с территории такого государства находящихся там террористов, проведения там иных операций в последнее время получает все большее распространение и обосновывается правом на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Уничтожение (как профилактическая, упреждающая, превентивная и/или ответная мера) находящихся на территории других государств террористов и их баз, в том числе по приведению в исполнение заочно вынесенных приговоров осуществляется Соединенными Штатами, Израилем, Турцией, Перу и некоторыми другими государствами.


В условиях отсутствия эффективного диалога по вопросам региональной безопасности с ЕС и особенно США, создание эффективной системы коллективной безопасности, способной реагировать на возникающие кризисы и своевременно предотвращать их развитие, становится всё более актуальным. Создать такую систему «с нуля» вряд ли возможно. Представители российского руководства не только заявляли о кризисе и неэффективной работе ООН, ОБСЕ и т.д., но и предлагали начать в связи с этим равноправный диалог, но он пока не происходит.

При реагировании на возникающие вызовы на первое место все больше выходят локальный и региональный уровни. В условиях возрастающего дефицита доверия особенно важны согласованные действия ведущих региональных держав, основанные на максимальном доверии, на уверенности в предсказуемых действиях парт

Рейтинг 3.00 из 5
Рубрика: В мире
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить