Андрей АРЕШЕВ. ШОС и новая «Большая игра»

Автор: Андрей АРЕШЕВ   23.12.2008   Рейтинг: 3,0  

Августовские события на Кавказе и мировой финансовый кризис, ставшие следствием авантюристичной западной политики западных государств во главе с США, предопределили необходимость нового позиционирования основных мировых игроков, их отношение к важнейшим вопросам мировой повестки дня. Едва ли не в первую очередь это относится к России.

Обосновывая меры, направленные на нейтрализацию угроз, создаваемых для России американской системой противоракетной обороны, Президент России Д. Медведев в своем Послании 5 ноября подчеркнул их вынужденный характер: «Мы не раз говорили всем нашим партнёрам, что настроены на позитивное сотрудничество. Хотим действовать против общих угроз, хотим действовать совместно. Но нас, к сожалению, к великому сожалению, слушать не хотят»1. Победа Барака Обамы, столь оптимистично встреченная как в Европе, так и определенными кругами в России, не должна никого успокаивать — вспомним хотя бы Клинтона с его бомбардировками Югославии. Призывы России к созданию новой системы общеевропейской безопасности вряд ли будут услышаны и в будущем. «Нам придется принять множество тяжелых решений. Очень тяжелых. В том числе в международных делах… Я работал при семи президентах. Я гарантирую, что это случится. Могу дать вам пять-шесть вариантов. Например, Ближний Восток или Россия», — заявил в ходе предвыборной кампании избранный вице-президент США Джозеф Байден, считающийся «асом» в международных делах2.

В этом контексте активизацию «восточного вектора» российской внешней политики, направленную на экономическое и военно-политическое сближение с партнерами России в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, следует рассматривать как совершенно закономерное явление. Зародившись в середине 1990-х в качестве скромного механизма консультаций по приграничным вопросам, Шанхайская Организация Сотрудничества постепенно становится действенным фактором мировой политики. Об этом однозначно свидетельствует ее активная деятельность, повышенное внимание со стороны новых потенциальных участников. Достаточно сказать, что на сегодняшний момент в орбиту ее деятельности прямо или косвенно вовлечено 4 ядерных государства (включая Индию и Пакистан). Тенденция к расширению организации свидетельствует о том, что крупные евразийские страны переживают разочарование в США и пытаются совместными усилиями и без посредников решать региональные проблемы.

После августовского кризиса на Кавказе политические консультации в формате ШОС приняли особенно интенсивный характер. Еще 25 июля в ходе заседания Совета министров иностранных дел ШОС в Душанбе был одобрен проект Положения о статусе партнера по диалогу ШОС. 28 августа 2008 года была подписана Душанбинская декларация, одним из приоритетов которой стали экономические вопросы: «В условиях замедления роста мировой экономики особое значение приобретают проведение ответственной валютно-финансовой политики, контроль над движением капиталов, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности». В конце октября в Астане состоялся Совет глав правительств стран ШОС, в котором приняли участие главы правительств Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Китая и Узбекистана.

По итогам заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС были приняты решения, касающиеся корректировки Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, — о финансовом отчете ШОС по исполнению бюджета за 2007 год, о бюджете ШОС на 2009 год и по некоторыми другим вопросам организационного характера. Главы правительств государств-членов ШОС подписали совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС. В присутствии глав правительств государств-членов ШОС подписан протокол между таможенными службами государств-членов ШОС об обмене информацией в области контроля за перемещением энергоресурсов.

Несмотря на отсутствие «прорывных» соглашений, эта встреча стала одной из самых результативных: финансовый кризис значительно подогревает интерес России и Китая друг к другу, а также к различным формам координации усилий на региональном уровне3. Высказываются предположения, что Москва и Пекин намерены использовать площадку ШОС в качестве «трамплина» для более активного продви

Рейтинг 3.00 из 5
Рубрика: В мире
Все поля обязательны для заполнения

Оставить комментарий


Оставить комментарий Очистить